Главная » Архив статей » Бизнес и культура » История Владивостока

История одного мифа
13.10.2017, 17:40

Игорь Н. Петренко, учредитель и редактор «КД»

В феврале 1922 г. главнокомандующий НРА Блюхер В.К. предложил в письме командовавшему сводной Белой армией генералу В.М. Молчанову «почетно» сложить оружие. Со стороны Блюхера всем «белым» предлагались гарантия неприкосновенности личности, свободное возвращение на Родину, а командному составу - возможность занять места в рядах НРА. Но, как известно, победителей в таких войнах не бывает... Будущий красный маршал, как оказалось, и за свою жизнь поручиться-то не мог: он после продолжительных и жесточайших пыток был убит в большевистских застенках Лефортовской тюрьмы. А генерал Молчанов прожил до 90 лет и оставил нам бесценные воспоминания... 25 октября 1922 г. окончилась Гражданская война. Изучение этой драмы требует скрупулезного исследования глубины архивных материалов и гражданского мужества, чтобы противостоять многолетней предвзятой истории, которую пишут «победители», трактуя все события войны в свою пользу, оправдывая себя и деформируя сознание будущих поколений. В этом номере мы публикуем уникальное исследование Игоря Рыжова. Еще одним мифом стало меньше...

 

Игорь Рыжов,
историк, член РГО, автор книги «Последний поход»
(Дальнаука, 2013 г). igor-1812@mail.ru

Любой, кто внимательно изучал историю Гражданской войны на Дальнем Востоке, сталкивался с рассказом о героическом подвиге 67 красных курсантов в бою под Монастырищем 13-14 октября 1922 г. Практически в любом издании о Гражданской войне на Дальнем Востоке имеется упоминание об этом эпизоде. Вот как об этом пишет один из авторитетных историков, кандидат военно-исторических наук С.Н. Шишкин:

«На левом фланге боевые действия развивались вначале менее успешно. Наступление 5-го Амурского полка и дивизионной школы от Монастырище на Ляличи противник упредил. Его Сибирская казачья группа, усиленная остатками Поволжской группы и резервами, первой перешла в наступление на Монастырище, чтобы ударить в тыл 1-й Забайкальской дивизии. Но белые наткнулись на дивизионную школу. В результате этого завязался упорный бой. Противник, имея до 2400 человек против 240 курсантов, предпринял четыре атаки, но каждый раз отступал с большими потерями. Курсанты с близкой дистанции метким огнем выводили из строя одну вражескую цепь за другой. Белые потеряли в этом бою одними убитыми 620 человек. Большие потери понесла и дивизионная школа. Из 240 бойцов в ней осталось в строю только 67, но они не пропустили врага. За стойкость и мужество, проявленные в бою, Советское правительство наградило 67 героев орденом Красного Знамени».

Довольно свободно историк оперирует с цифрами. Называя количество белых войск, Шишкин указал общую численность Поволжской и Дальневосточной казачьей групп, а у красных почему-то упомянул только Школу подготовки младшего комсостава 2-й Приамурской стрелковой дивизии. Как будто под Монастырищем не было других частей НРА. А между тем они были.

Вслед за Шишкиным эту историю подхватили и растиражировали и многие другие исследователи, писатели и корреспонденты, как столичные, так и дальневосточные. Причем в некоторых из них численность курсантов, героически сражающихся с белыми, была сокращена до 80 бойцов, а число атакующих их частей белых доведено до 2 500 штыков.

Можно привести еще цитату из исследования Гражданской войны и интервенции в Приморье, написанного Н.К. Ильюховым, ветераном Гражданской войны, одним из организаторов и руководителей партизанского движения в Приморье:

«Движение частей 2-ой Приамурской дивизии, преследующих правую колонну белых в районе Монастырища, далее застопорилось. Здесь противнику удалось собрать значительную силу, и он намеревался нанести контрудар… Монастырище в это время занимали лишь курсанты школы красных командиров численностью в 80 штыков. Курсанты заняли круговую оборону… За проявленное мужество и легендарную отвагу все оставшиеся в живых курсанты были награждены орденами Красного Знамени. Их подвиг был отмечен в специальном приказе главкома Уборевича».

До некоторого времени и я воспринимал данные сведения как факт, правда, немного приукрашенный. Но вот появилась у меня книга командира 2-й Приамурской стрелковой дивизии Я.З. Покуса «Борьба за Приморье», изданная в 1926 году. В главе «Итоги Волочаевского боя» было написано: «Вообще из бойцов и командного состава Сводной стрелковой бригады было награждено орденом Красного Знамени 67 человек».

В своей следующей книге «Штурм Волочаевки и Спасска», изданной в 1938 году, Я.З. Покус писал: «Из 240 человек курсантов остались живыми, из которых большинство было легко ранеными 67 человек… Оставшиеся 67 курсантов и их боевой командир т. Клопов награждены орденами Красного знамени».

Какое-то магическое число для награжденных - 67. Получается, под Волочаевкой 67 награжденных и под Монастырищем тоже 67! Как-то не верится в случайное совпадение двух цифр. Пришлось заняться более глубоким изучением этого факта, чтобы выяснить, как же было на самом деле.

Дивизионная школа младшего командного состава входила в состав 2-й Приамурской стрелковой дивизии и принимала участие в освобождении Приморья от частей Земской Рати. И в «Историческом очерке 2-й Приамурской Краснознаменной стрелковой дивизии», изданном в 1924 году, эта войсковая операция описана довольно подробно. Это было первое печатное описание Приморской операции НРА в 1922 году. Мне удалось найти это издание, но вот ни о каких 67 героях там не упоминается.

Личный состав Дивизионной школы младшего комсостава 9 октября 22 года, перед штурмом Спасска, насчитывал 249 штыков и 23 сабли, 12 ручных и 5 станковых пулеметов. Под Спасском 9 октября курсанты под командованием товарища Клопова участвовали в боестолкновении с Московским кавалерийским полком полковника Смирнова в селе Дубовском, но убитых не было, вероятно, были потери ранеными, возможно было несколько заболевших. Так получается, что под Монастырище школа пришла практически в полном составе, около 250 человек.

Дальше обратимся к документам. Из оперативной сводки Штаба Народно-революционной армии №0265 от 15.10.22 г.: «…13-го октября в 10 ч. 30 мин. для занятия д. Ляличи из Монастырища были двинуты Дившкола и Троицкосавский кавполк, каковые в трех с половиной верстах встретились с передовыми частями противника. Противник силою 500 штыков и 30 сабель дважды (а не пять!!! как пишут некоторые исследователи – прим. И.Р.) пытался переходить в контрнаступление.… Для усиления Дившколы выслан батальон 5-го полка. 14 октября, перейдя в наступление, вновь заняли разъезд Манзовка. Наши потери до 100 человек ранеными и убитыми».

Значит, история о том, что 80 курсантов отбивались от 2 500 белых бойцов, мягко говоря, неправда. Ведь совместно со Школой (250 штыков) с белыми дрались и Троицко-Савский кавалерийский полк (450 сабель, с учетом потерь при штурме Спасска - около 400), и 3-й батальон 5-го Амурского стрелкового полка (350 штыков, с учетом потерь при штурме Спасска - около 300). В итоге в первый момент боя 530 белогвардейцев (по данным НРА, явно завышенным) под Монастырищем пошли в атаку на 650 красных бойцов. И это до подхода подкрепления - 3-го батальона 5-го Амурского стрелкового полка. С приходом этого батальона красных стало 950 человек. С тыла их поддерживали огнем 2-й легкий и 2-й гаубичный артиллерийские дивизионы 2-й Приамурской дивизии, это 12 полевых орудий и 8 гаубиц. Белые таким количеством полевой артиллерии не располагали, а гаубичной не было вообще.

Теперь о частях белых, которые непосредственно бились с курсантами Дивизионной школы. На правом фланге белых наступали Пластунская пешая дружина полковника Буйвида и Забайкальская казачья пластунская дружина полковника Лобанова. Согласно сведениям о наличном и боевом составе частей Земской Рати по состоянию на 1.10.22 г., в Пластунской дружине было 188 бойцов при 4 пулеметах, в Забайкальской казачьей пластунской дружине было 200 бойцов при 3 пулеметах.

Дивизионная школа имела 17 пулеметов, Троицко-Савский кавполк 18 пулеметов, а батальон 5-го Амурского стрелкового полка 14 пулеметов. Всего 49 пулеметов. «Пластуны» были просто скошены их огнем во время атаки. Потери белых на 13 октября составили около 100 чел. убитыми и ранеными. Далее на поддержку подошла Атаманская конная дружина полковника Вологдина (372 человек), и силы белых увеличились. Итого в первой встречной атаке схватились 650 красных и 388 белых бойцов. Далее, с учетом подошедших подкреплений, стало 950 красных против 760 белых.

И, следовательно, белые никак не могли понести потери в количестве 620 человек, то есть практически весь свой первоначальный состав. А число красных курсантов зависело от фантазии того или иного историка.

Какие же потери понесла Дивизионная школа в бою под Монастырищем? Если поверить комдиву Покусу и исследованиям советских историков, то из 250 курсантов в строю осталось 67. Значит, потери Дивизионной школы составили 183 бойца. Исходя из того, что соотношение убитых к раненым в период Гражданской войны соответствует как один к трем-пяти, то погибших должно быть 30-60 человек. А где же они похоронены? Не могли же красные просто так закопать своих павших товарищей, не оставив никакой памяти. И эта могила есть. Первоначально курсанты были похоронены на кладбище села Монастырище, а позже перенесены на мемориальный комплекс в гарнизоне Монастырище. У меня имеется фото могилы курсантов, сделанное в 1922 году, и акт обследования братской могилы от 16.09.63 г. Размеры могилы согласно акту «…10 метров длины и 3 метра ширины». В такую могилу просто физически нельзя уложить 30-60 тел погибших.

​​​​​​​В 40-летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне в Монастырищенском гарнизоне открыли мемориальный ансамбль, куда и был в торжественной обстановке, с воинскими почестями перезахоронен прах погибших красных курсантов. На артиллерийском лафете урна с прахом была доставлена к монументу и под оружейный салют опущена в открытую могилу. На надгробной плите выбиты их имена. И указанно там 15 фамилий.

Мной было установлено, что в списке погибших курсантов Дивизионной школы младшего комсостава числится 15 курсантов, фамилии которых полностью совпадают с упомянутыми на мемориальной доске. Значит, в бою под Монастырищем погибло 15 курсантов, и там же они захоронены. Опять же, исходя из соотношения убитых к раненым как один к трем-пяти, получаем цифру 45-75 раненых. Выходит, что из 250 курсантов, вступивших в бой под Монастырищем, было 15 убитых и 45-75 раненых. То есть в строю осталось минимум 160 человек, а никак не 67.

В «Сборнике лиц, награжденных Орденом Красного Знамени», изданном в 1926 году, и в «Историческом очерке 2-й Приамурской дивизии» перечислены все курсанты, награжденные орденом Красного Знамени за бои в Приморье в 1922 году. Но число их, вместе с командиром М.М. Клоповым, 46, а не 67! Опять нестыковка.

Побывал я в Черниговке, зашел в редакцию газеты - тогда она называлась «Ленинский путь» - и в архиве изучил все материалы, освещающие эту тему. Дело в том, что Монастырище относится к Черниговскому району, и, может, в местной прессе что-то найдется. И я не ошибся. Я прочел все статьи о бое под Монастырищем, размещенные в газете с 1967 по 1989 год. Надо сказать, что чтение было довольно занимательным. Везде повторяется уже ставшая хрестоматийной легенда о 67 оставшихся в живых героях. Но вот в 1982 году учительница монастырищенской школы №4 Л. Иванова в своей статье «Помните их имена» упоминает о 45 (а не 67) курсантах, награжденных орденом Красного Знамени. Это полностью совпало с моими выводами и расчетами. Это же число 45 приводится и в другом номере газеты от 13.10.87 г. Но фантазия журналистов и корреспондентов не знает границ: в одной из статей количество выживших курсантов вдруг было резко сокращенно до 16, а количество белых атак возросло до 7!

Во многих статьях упоминаются фамилии курсантов. Я все их сверял со списками награжденных и погибших. И вот фамилий некоторых из них нет ни в одном, ни в другом. А значит, что эти курсанты остались в живых, но не были награждены орденами. Что опять же не соответствует официальной легенде о 67 выживших и награжденных. Из этого можно сделать вывод, что в живых осталось гораздо больше 67 человек и не все из них были награждены орденом Красного Знамен.

И уже окончательную точку в этой истории ставит найденный мною в Российском Государственном военном архиве документ. Это приказ РВС СССР №156 от 16.10.23 г. о награждении орденом Красного Знамени. Согласно этому приказу за бои 12-14 октября было награждено 46 курсантов и командиров.

Получается, что не было никаких 67 героев-курсантов. Вся эта история всего лишь легенда, придуманная для героизации борьбы большевиков за Приморье. Отличительной особенностью всех исследований по Гражданской войне на Дальнем Востоке был запрограммированный идеологией классовый подход к изучению исторических событий. Именно поэтому рождались мифы, подобные этому.

Владивосток, октябрь 2017

 

Категория: История Владивостока | Добавил: bazar2000
Просмотров: 80 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar