Главная » Архив статей » Бизнес и культура » История Владивостока

Михаил Григорьевич Шевелёв
16.05.2018, 20:25

Петренко Игорь Николаевич

 

 

Как благоустроить Покровский парк, носящий статус мемориального?
Предлагаем принять участие в обсуждении этой темы. Свои предложения присылайте на e-mail: bazar454070@yandex.ru 

СПИСОК ЗАХОРОНЕННЫХ, согласно выпискам из метрических книг и газетным публикациям (умерших с 1884 по 1922 гг.). На сегодня известны имена и даты ~800 человек.  Среди них - большая часть первооткрывателей Владивостока, все первые лица, даже  внучатый племянник  Пушкина, и многие другие! Важно увековечить их память, благоустроить парк и всем знать о нашей истории, тем более что парк носит статус мемориального.

Постановление главы администрации г. Владивостока от 31 января 1995 года 
"О предоставлении Православному приходу Покрова Божией Матери Владивостокской епархии Русской Православной Церкви г. Владивостока земельного участка территории Покровского парка"


 

Нэлли Григорьевна Мизь,
краевед, почетный гражданин г. Владивостока

Важный вопрос, который касается всех жителей Приморья и наших гостей, - это наш Покровский парк, а вернее, его историческое наследие. Не все знают, что в Покровском парке покоится прах около 100 тысяч наших сограждан, захороненных на территории бывшего Покровского кладбища в период с 70-х гг. XIX в. по 1924 г. Сегодня мы расскажем о Михаиле Григорьевиче Шевелеве, основателе дальневосточного пароходства, предпринимателе в самом широком смысле, страстным приверженце науки и всего самого нового.

 

…О покойных молчат или говорят только правду. А эта правда та, что о Шевелёве никто ничего дурного сказать не может. Только удивляемся, как могла сохраниться эта светлая душа во всей чистоте среди стяжателей, воров нашей окраины.

Из некролога, газета «Владивосток», 1903

Михаил Григорьевич Шевелёв родился в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) Иркутской губернии. Был младшим сыном в семье обанкротившегося купца первой гильдии Григория Александровича Шевелёва. Всего в семье было 6 детей - 4 мальчика и 2 девочки. После продажи в 1847 г. дома в Верхнеудинске его отец переехал в Кяхту. Там Михаил Григорьевич окончил Николаевское приходское училище (июнь 1854), Троицкосавское уездное училище (1957), а в декабре 1860 г. или начале 1861 г. двухгодичное Кяхтинское училище китайского языка.

11 марта 1861 г. в Китай отправился первый после подписания Пекинского договора графом Игнатьевым караван кяхтинских купцов; среди них было пять мальчиков-переводчиков, в том числе Шевелёв. В 1863-1866 гг. занимался в Русской духовной миссии в Пекине. Вскоре после неё попал в Ханькоу - центр чайной торговли Китая и России, где поступил на работу в чайную компанию «Оборин, Токмаков и Ко» вместе со своим другом и в будущем известным купцом Алексеем Дмитриевичем Старцевым. Позже, в январе 1874 г., стал совладельцем фирмы «Токмаков, Шевелёв и Ко», доставлявшей чай в Россию. В августе 1875 г. вместе с несколькими компаньонами Шевелёв купил в Англии за 100 тысяч рублей пароход «Батрак» грузоподъемностью 1200 тонн. Несмотря на то, что «Батрак» стал первым российским грузопассажирским судном на Тихом океане, он не оправдал надежд, приносил большие убытки и в итоге разбился в конце сентября 1878 г. у берегов Сахалина недалеко от Дуэ.

В конце 1882 г. Михаил Григорьевич покинул фирму «Токмаков, Шевелёв и Ко» и в 1882 г. поселился во Владивостоке. В ноябре 1879 г. в Санкт-Петербурге убедил правительство о выделении необходимых средств для организации грузопассажирских линий на Тихом океане, добившись 7 ноября 1879 г. утверждения положения. 1 апреля 1880 года на основании этого положения Министерство финансов подписало с Шевелёвым контракт на создание частного пароходства для срочного сообщения по двум линиям: Владивосток - Николаевск-на-Амуре и Владивосток - Шанхай - Ханькоу. На каждой линии предполагалось делать всего 5 рейсов в год.

16 апреля 1881 года пароходство «Шевелёв и Ко» начало свою работу. Первым судном новой компании стал пароход «Байкал» (грузоподъемность около 1000 т). После заключения 17 июня 1889 года нового государственного контракта, в 1891 году на доходы с эксплуатации «Байкала» был куплен пароход «Владимир» (грузоподъемность 900 т) - оба судна обслуживали линию Владивосток - Гензан - Фузан - Нагасаки - Чифу - Шанхай. В этом же году были приобретены еще два судна - пароходы «Стрелок» (грузоподъемность 290 т, использовался для местных перевозок) и «Новик».

Среди различных фирм Приморья Шевелёв держал второе место по капиталу, переведенному через местное казначейство на запад - 1 млн 73 тыс. руб. (данные за 1890 г.). Его обошел лишь торговый дом «Кунст и Альберс» - 2 миллиона 107 тысяч рублей.

Так, в 80-х гг. ХIХ столетия М. Шевелёв становится крупнейшим русским пароходчиком на Тихом океане. При этом не только грузоотправители и получатели, пассажиры, но и сам генерал-губернатор С. Духовской весьма положительно отзывался о работе пароходства М. Шевелёва.

В 1888 г. Шевелёв стал управляющим первой компании по разработке нефти на Сахалине, но запасы оказались некондиционными и компания через 5 лет распалась.

В 1891 г. купцу «за оказание помощи в урегулировании пограничных споров и отчуждении линии КВЖД в Манчжурии» был выделен участок земли в 399 десятин (по другим источникам - 500 десятин) на южном берегу бухты Суходол Уссурийского залива, на котором он основал имение Шевелёвка (ныне на этом месте расположено село Суходол). Шевелёв и его наследники пользовались имением до 1916 г., когда оно было продано крупному рыбопромышленнику Мейеру Моисеевичу Люри. В конце 1920-х гг. остатки имения были проданы сельхозартели «Яковлевская». В настоящее время от Шевелёвки ничего не сохранилось.

В 1892 г. совместно с купцом Александром Михайловичем Сибиряковым и офицером Макеевым (или Матвеевым) основал «Амурское общество пароходства и торговли» с основным капиталом в 1 млн рублей. Новообразованная компания получила от государства все срочные почтово-пассажирские рейсы на Амуре и его бассейне сроком на 15 лет.

После крушения в 1897 г. сразу двух кораблей - «Владимира» (21 июля у мыса Гамова) и «Стрелка» (в октябре в заливе Де-Кастри у острова Сахалин) - Шевелёв купил в июне 1898 г. пароход «Восток». Но это не спасло «Шевелёв и Ко» от краха: государство с 1899 г. постепенно передало его линии в пользу Морского пароходства КВЖД и в январе 1902 г. Шевелёв объявил о прекращении деятельности своего пароходства.

Коммерческие дела не мешали Шевелёву быть активным общественным деятелем и заниматься наукой.

В составе делегации от Приморской области он был на коронации Императора Николая II.

После создания во Владивостоке Общества изучения Амурского края (ОИАК), предприниматель Шевелёв стал не только первым меценатом новой общественно-научной организации, но и первым казначеем Распорядительного комитета. Когда возникла необходимость разместить коллекции и библиотеку Общества, Шевелёв представил для них благоустроенное помещение; он же на свои средства издавал первые труды Общества, субсидировал научные археологические экспедиции, участвовал в строительстве здания ОИАК на улице Петра Великого. В 1885 г. передал в библиотеку общества труды синолога Василия Павловича Васильева.

Гласный городской думы Владивостока, заместитель городского головы, драгоман краевого суда. Пожертвовал 2000 рублей на ремесленное училище во Владивостоке. Первый почётный попечитель Восточного института с 25 августа 1900 г. по 25 августа 1903 г.

Был известен как крупный китаевед - кроме языка, интересовался культурой и бытом китайцев. Считался одним из лучших знатоков Китая своего времени, консультировал ученых-синологов (в том числе принимал участие в издании нескольких книг), имел обширную библиотеку, которая после его смерти была передана восточному факультету Петербургского университета. В качестве переводчика привлекался на переговоры о строительстве КВЖД.

В конце жизни увлекся историей Бохайского царства. По мнению З.Н. Матвеева - доцента ГДУ-ДВГУ, краеведа, библиографа, «М.Г. Шевелёв, проживший в Приморье много лет, обратил внимание на историю местного края, в частности, на государство Бохай. Зная китайский язык, он изучал материалы о Бохае по китайским летописям, особенно по книгам Тан-Шоу. В результате он собрал ряд ценных материалов, но, к сожалению, их не опубликовал. Во всяком случае он доказал, что Бохай распространял свои владения и на наше Приморье» . Но выпустить результаты исследований он не успел. Вскоре после смерти купца в его кабинете произошел пожар и потому труды Шевелёва до наших дней не сохранились.

Умер 8 ноября 1903 г. от инфаркта (у Шевелёва развился рак, для облегчения болей делали горячие ванны, но сердце не выдержало). Был похоронен в церковной ограде, у южной стены Покровского храма. Газета «Дальний Восток» опубликовала некролог, который заканчивался словами: «Покойный являл собой пример человека, достигшего богатства, обширной учености, единственно благодаря себе, своими силами. Он не знал университета и сделался человеком науки, ее страстным приверженцем.

До конца жизни он сохранил «душу живу», юношеский пыл чувства, живую отзывчивость ума ко всему новому» .


 

На фото: жена М.Г. Шевелёва Александра Дмитриевна (в центре) с детьми Владимиром и Маргаритой

М.Г. Шевелёв был женат на внучке кяхтинского купца Никиты Филипповича Сабашникова Александре Дмитриевне Синицыной. Супруги имели троих детей:

  • Владимир (1879-1941). Супруги: Оксана (Ксения Германовна) Заяц (горничная в доме родителей), Мария Алексеевна Патрина, Мария Александровна Тамплон. Дети: Игорь, Олег и Глеб (1 брак), Александр (3 брак)
  • Маргарита (1884-1936). Супруг: Юрий Михайлович Янковский (сын Михаила Ивановича Янковского). Дети: 5 детей
  • Ангелина (1893-1980). Супруг: Ян Михайлович Янковский (сын Михаила Ивановича Янковского). Дети: Гелианна, Марианна и Иоанна.

Память

Мыс Шевелёва на юге бухты Суходол Уссурийского залива. Улица Шевелёва во Владивостоке.


 

При подготовке статьи были использованы тексты из книги Н.Г. Мизь
«Покровский мемориальный парк Владивостока»
и Википедии (https://ru.wikipedia.org)

.

Категория: История Владивостока | Добавил: bazar2000
Просмотров: 4 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar