Главная » Архив статей » Бизнес и культура » Вера и бизнес

Обновленческий Успенский кафедральный собор (25)
20.02.2018, 12:38

Епископ Анастасий (Суржик)

Владивостокский Успенский кафедральный собор (фото начала прошлого века). На фундаменте собора, взорванного в 1938 г., ныне стоит Владивостокское художественное училище


 

31 июля 1935 г.  постановлением Совета уполномоченных (церковного совета) был принят на служение к Петропавловскому собору протоиерей Федор Данилович Дерябин.

21 сентября 1935 г. был арестован настоятель кафедрального собора архиепископ Николай Наганов. 15 января 1936 г. осужден Особым совещанием НКВД СССР и приговорен к 3 годам ИТЛ.

После ареста архиепископа Николая настоятелем Петропавловской церкви стал протоиерей Дерябин..

30 мая 1937 г. состоялось последнее заседание церковного совета Петропавловской церкви, которое постановило: «Мы, нижеподписавшиеся члены церковного совета, ввиду отказа настоятеля протоиерея Дерябина в дальнейшем продолжать богослужение, ввиду его серьезной желудочной болезни постановили: за неимением другого священника и трудностью найти такового, снять с себя ответственность по охране имущества, принятого нами по описи, церковь закрыть и имущество сдать*». 7 июня 1937 г. председатель комиссии по культам при президиуме Примоблисполкома наложил резолюцию: «Зав. ГОРФО тов. Фадееву. На основании заявления объединения верующих Петропавловской церкви об отказе использования церковного имущества и здания церкви, так и на основании решения комиссии по культам, просим немедленно изъять у Петропавловской церкви все культовое имущество для реализации, согласно соответствующего законоположения».

В тот же день, 7 июня 1937 г., комиссия в составе представителей от Госфондов (ГОРФО) и Облисполкома составила акт, где записала: «Вещи, перечисленные в описи для реализации, могут быть использованы как то: из деревянных отделок поддельных (речь идет об иконах - ред.) лишь одни рамы, а остальное как дрова. Вещи поддельных металлов ценность представляют из серебра крест, чаша, верхушки (2 шт.) и кадило (1 шт.). Остальное может быть использовано в металл как медь, железо, бронза и латунь. Ковры, дорожки, одежды и др. пошивка из материи использовать в утиль тряпьем и малая часть для сцен, клубов и театров по удешевленным ценам по их износу. Книги как утиль - бумага».

Так была ликвидирована последняя обновленческая церковь г. Владивостока.

Успенская кафедральная община староцерковцев

26 мая 1923 г. газета «Красное Знамя» сообщала: «17 июня в кафедральном соборе литургию служит назначенный Поместным собором Российской церкви на Владивостокскую кафедру архиепископ Василий».

Прихожане и духовенство кафедрального собора, не признавшие новой «Живой церкви», остались без храма и церковного имущества, переданного советской властью обновленческой общине. Тихоновцы-староцерковцы вынуждены были искать другое помещение для совершения богослужений. Помещение было найдено по ул. Посьетская, д. 33, и там была устроена домовая Успенская церковь.

Община, которую возглавил настоятель протоиерей Николай Васильевич Чистяков, получила название Успенской кафедральной общины староцерковцев. Кроме настоятеля, при ней служили: протоиерей Григорий Прозоров; священники Емельян Жорницкий, Петр Лебедев, Геннадий Евсеевцев, Александр Кедров; протодиакон Петр Попов и диаконы З. Софронов, Аркадий Топорков.

Борьба между живоцерковниками и сторонниками старой церкви была очень острой. Были случаи, что доходило до побоев.

Из доклада т. Зорина на пленуме Приморского губкома РКП(б) 3 сентября 1923 г.: «Среди духовенства проходит борьба между живоцерковниками и тихоновцами. Последние игнорируют церковные здания и ведут богослужения в сараях, гаражах и т.п., объявив себя мучениками за Христа. Их поддерживают крупные торговцы, частные профессоры и интеллигенция. Живоцерковников поддерживают средняк-рабочий, трудовая интеллигенция и часть либеральной профессуры».

К концу 1923 г. во Владивостоке, кроме Успенской, образовались следующие общины тихоновцев:

1. Покровская община по адресу: ул. Уткина, 15, в помещении гаража. Настоятель - протоиерей Попов Василий Алексеевич. С 1924 г. настоятель - протоиерей Комаров Николай Николаевич.

2. Скорбященская община по адресу: ул. Славянская, 19 (с 1927 г. ул. Ленинская, 155). Настоятель - священник Туровский Дмитрий Федорович.

3. Свято-Евсеевская община на ст. Седанка, ул. Шишкина, 11, в сарае на дачном участке священника Николая Плаксина. Настоятель иеромонах Антоний (Савинов).

4. Свято-Серафимовская церковь на о. Русском, в Подножии. Настоятель - священник Яхонтов Евгений Петрович.

5. Свято-Троицкая церковь в Садгороде, ул. Главная, 56. Настоятель - протоиерей Коноплев Иван Васильевич.

Кроме тихоновцев, среди староцерковцев был свободный автокефальный православный приход Казанской церкви на Эгершельде (ул. Верхне-Портовая, 74). Настоятель - священник Дулин Леонтий Антонович.

С установлением советской власти во Владивостоке начались аресты священнослужителей тихоновцев. 3 ноября 1923 г. был арестован священник Успенской кафедральной общины Кедров Александр Николаевич.

Родился о. Александр в 1886 г. в Уфимской губернии. Служил законоучителем в 1 и 2 гимназиях во Владивостоке. С 1920 г. - священник Успенского кафедрального собора.

Отец Александр был обвинен в антисоветской деятельности и 26 сентября 1924 г. приговорен к 3 годам ИТЛ и 3 годам ссылки. По этапу отправлен в Москву для дальнейшего следования в Соловецкий лагерь особого назначения.

В мае 1925 г. из Таганской пересыльной тюрьмы о. Александр обратился за помощью к заведующей Красным крестом Екатерине Павловне Пешковой. Он писал: «Сам я из Владивостока. С 17 января нахожусь в пути. Следую в Соловки на 3 года. За неимением средств на покупку необходимых продуктов, я прошу вас оказать мне посильную помощь. Нуждаюсь в паре летнего белья, почтовых открытках, в лицевом и стиральном мыле. Мне очень хотелось бы, чтобы верующие-тихоновцы оказали бы мне эту помощь и, конечно, оказали бы, но я не знаю адресов общин, а посему прошу меня извинить за просьбу и беспокойство. Если можно, сообщите им. Пересыльный, священник-тихоновец Александр Кедров».

Продолжение следует


* в цитатах сохранена орфография и пунктуация первоисточников

 

Категория: Вера и бизнес | Добавил: bazar2000
Просмотров: 61 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar