Главная » Архив статей » Бизнес и культура » Вера и бизнес

Успенская кафедральная община староцерковцев (26)
12.03.2018, 12:19

Епископ Анастасий (Суржик)

Владивостокский Успенский кафедральный собор (фото начала прошлого века). На фундаменте собора, взорванного в 1938 г., ныне стоит Владивостокское художественное училище


 

Часть 26

В 1935 г. из Владивостока в Харбин пришло письмо священника-тихоновца о. Александра Кедрова, написанное им перед отъездом в ссылку и опубликованное в журнале «Вера и жизнь». В этом письме о. Александр описывает те страдания, которые приходится переживать православному духовенству в Приморье. Прощаясь перед ссылкой со своими друзьями, он говорит: «Дорогие друзья о Господе, помилуйте меня многогрешного, простите все мои согрешения и не делайте мне препятствия насладиться во святой земле полнотою радости и молитвенных трудов, где я, многогрешный, лобызая святую землю, вспомню всех вас. Я знаю, я уже готов к искушениям, но верую, что сила Божия поможет мне в борьбе. Картина разрушения не смутит меня и не отторгнет приливов радости. Пусть я буду сидеть под замком, но никто не отнимет у меня мыслей, что я сижу в месте, где в течение веков пребывали преподобные соловецкие угодники, и буду ощущать их явление, их одобрение. Радость моя усугубляется еще и тем, что я буду там и телесно не одинок, там святители: архиепископ Евгений, епископ Софроний; там друзья мои: протоиерей о. Павел Диев, протодиакон Петр Попов, друзья-соузники, исповедники истинного спасительного Православия, столпы и хранители его, вернейшие соратники во Христе Первосвятителя Патриарха Тихона. Я знаю, что они с любовью примут меня, а я как наименьший буду наслаждаться в служении им».

К сожалению, дальнейшая судьба этого священника неизвестна.

В 1923 г. был лишен избирательных прав и впоследствии арестован протодиакон Успенской кафедральной общины Попов Петр Петрович.

Родился о. Петр в с. Рожки Малорожского уезда Вятской губернии в 1869 г. в семье псаломщика. В 1893 г. окончил Вятское духовное училище. С 1893 по 1898 г. служил псаломщиков в г. Сарапул Вятской губернии. В 1898 г. рукоположен в сан диакона и продолжал исполнять псаломщицкие обязанности до 1911 г.

С 1912 по 1917 г. служил диаконом в с. Софийском Приморской области и в г. Хабаровске. С 1917 г. протодиакон Владивостокского Кафедрального Успенского собора. Протодиакон Петр был обвинен в контрреволюционной деятельности и осужден на 2 года ИТЛ. Наказание отбывал в Архангельской области в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). После окончания срока в конце 1925 г. возвратился во Владивосток и продолжил свое служение в Успенском молитвенном доме.

8 июня 1931 г. был снова арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности в составе Тихоновского духовенства и монашества Дальневосточного края. Осужден 15 февраля 1932 г. и приговорен к 3 годам ИТЛ. Заключение отбывал в Кемеровской области (Сиблаг ОГПУ, Мариинский ИТЛ).

После освобождения в 1934 г. уехал в Красноярский край и проживал в г. Ачинске. В 1937 г. переехал в г. Томск, где служил протодиаконом в Троицкой церкви.

25 августа 1937 г. снова арестован. Обвинялся как участник организации «Союз спасения России». 4 сентября 1937 г. осужден и приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 21 сентября 1937 г. в г. Томске.

Протоиерей Успенской кафедральной общины Прозоров Григорий Петрович родился 24 сентября 1857 г. в Ярославской губернии. Окончил Спасо-Вифанскую московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию.

В 1889 г. рукоположен в сан священника. Служил во Владивостоке военным священником стрелковых полков и военных лазаретов. В 1900 г. участвовал в подавлении боксерского восстания в Китае.

4 сентября 1901 г. о. Григорий Прозоров назначен настоятелем Филиппо-Иннокентиевской церкви с. Янчихе, миссионером Янчихинского миссионерского стана корейской миссии в Южно-Уссурийском крае и заведующим церковно-приходской школы. C 1913 г. настоятель Евсевиевской церкви в с. Кневичи Никольск-Уссурийского уезда и законоучитель министерской школы.

7 марта 1917 г. священник Григорий Прозоров на собрании епархиального и военного духовенства г. Владивостока избран делегатом во Владивостокский комитет общественной безопасности. С 1922 г. протоиерей владивостокского кафедрального Успенского собора.

В Успенской кафедральной общине служил до 1924 г. В том же году перебрался в Америку, на Аляску, и назначен настоятелем ситкинского Михайло-Архангельского собора. В 1929 г. переведен в Воскресенский храм г. Ванкувера, Канада. В 1930 г. принял монашеский постриг с возведением в сан архимандрита.

В 1934 г. архимандрит Григорий снова назначен настоятелем ситкинского кафедрального собора, а затем перемещен в Портланд (штат Орегон, США). 23 июня 1935 г. из-за болезни ушел на покой и был причислен сверх штата к Свято-Троицкому собору в Сан-Франциско, в юрисдикции Американской митрополии.

Умер архимандрит Григорий 15 июля 1935 г. и похоронен в Сан-Франциско на Сербском кладбище.

Из отчета Приморского губернского комитета ВКП(б) за январь-март 1925 г.: «Борьба церковных течений не носит обостренный характер. Обновленцы влачат по городам довольно жалкое существование, влияние их на верующих ослабевает. Тихоновцы держатся крепче. Религиозные настроения не охватывают рабочих, но в крестьянстве они еще есть».

Из доклада «О развитии сектантства в Приморье» по состоянию на 15.03.1925 г.: «Тихоновцы сильны в Приморье потому, что Владивосток почти непосредственно соприкасается с заграницей. Заграница наполнена бежавшими туда российскими реакционерами, представляется тихоновцам их спасением и до сего времени тихоновцы глубоко уверены, что настанет момент политического переворота и они возьмут свое, отомстят живистам. В поддержании таких «светлых надежд» тихоновцев играет громадную роль г. Харбин, где засели беглецы-реакционеры, политические деятели, монахи, епископы, как например: Нестор, Мефодий, Мелетий, Михаил и др.

Вот такое близкое соседство Владивостока с Харбином и является для тихоновцев Приморской губернии большой поддержкой в их надеждах на возможность «скорых переворотов», почему тихоновцы в Приморье не могут быть так скоро ликвидированы.

Около тихоновщины и во всей Приморской епархии сгруппировался весь недовольный существующей властью элемент, который, помимо того, что выражает свое недовольство, еще ведет и явно антисоветскую пропаганду. Выразителем такой пропаганды являются тихоновские молитвенные дома, или, как принято называть таковые во Владивостоке, «горажи»...».

Продолжение следует


* В цитатах сохранена орфография и пунктуация первоисточника.

Категория: Вера и бизнес | Добавил: bazar2000
Просмотров: 53 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar