Главная » Архив статей » Страхование

Итоги года - 2017: Страхование
19.02.2018, 20:23

Бирюков Сергей Власович

 

Прошедший год ознаменован множеством разнообразных событий в том числе в области страхования. Причем хотелось бы обратить внимание читателей не только негатив (которого, увы, в нашей сегодняшней жизни предостаточно), но и попытаться найти оптимистичные тенденции и ожидания.

1. ОСАГО. Несомненно, данный «триллер» заслуживает первостепенного внимания по всем показателям. Общий диагноз можно поставить такой: «состояние клинической смерти». Причем самое удивительное, что все участники событий: автовладельцы, страховщики, контролирующий орган (Центробанк), правительство РФ -  все недовольны происходящим в ОСАГО, у всех своя «правда» и свои аргументы. Из общих недостатков и проблем без можно выделить основные:

1.1. Приобретение полиса остается главной проблемой. В ряде регионов РФ это сделать крайне сложно или даже невозможно. Например, на Сахалине или Камчатке все «просто»: полис стоит 2-4 «номинальные (расчетные) цены», хочешь - бери, хочешь - нет, и иных вариантов не наблюдается. Казалось бы, новации в отношении введения продаж через «Единого агента» и «электронный полис» несколько сняли напряжение, однако ненадолго. Страховщики «нашли решения», и сейчас приобрести электронный полис также непросто. При этом интернет наводнен массой сомнительных сайтов с предложением купить полис ОСАГО (в том числе почти даром), поменять КБМ и т.п. Значительная часть страховщиков (нарушая все, что только можно) попросту прекратила продажи полисов, у каждого страховщика в этой связи появился свой собственный закон (регламент) ОСАГО. Навязывание дополнительных страховых услуг также остается «символом» обязательного страхования автогражданской ответственности. Это своего рода протест-противодействие страховщиков действующим нормам ОСАГО.

1.2. Обсуждаемая более года новация - выплата возмещения посредством ремонта ТС (с таким рвением лоббированная рядом депутатов всех мастей и иных лиц, крайне далеких от страхования) - ожидаемо привела если не к полному краху идеи. То есть практически - к ее мизерной эффективности, не решившей ни вопроса борьбы с автоюристамии, ни проблемы безконфликтного урегулирования убытков. Причем ожидаемое фиаско было очевидно, извините, всем, кто хоть немного разбирается в страховании.

1.3. Стоимость страхования. Страхователи продолжают говорить о завышенной стоимости страховки (особенно в тех регионах, где продажи полисов идут с «нагрузкой» или попросту «монополисты» разы дороже их продают, не говоря уже о льготах социально не защищенной части населения), страховщики же утверждают обратное: тарифы не покрывают убытки, цену следует сделать свободной. Причем правда здесь посредине, поскольку если исключить главную причину убыточности - действия автоюристов - и внести изменения ряд норм ГК РФ, то все очень быстро станет на свои места. Однако… возникает реальное чувство, что «кому-то все это очень выгодно» и все очевидные вещи, которые решили бы проблемы, упорно не затрагиваются законотворцами. Клондайк ОСАГО, похоже, очень близок к интересам многих… в чьих руках реальная власть и принятие правовых решений.

1.4. Самое удивительное, что большинству страховщиков ОСАГО действительно не интересно как бизнес (они готовы были бы вернуть лицензии, целый ряд страховых организаций это и сделал, другим это не позволяет государство в силу социальной значимости проекта). Более того, практически все новые инициативы в ОСАГО исходят от кого угодно, только не от профессиональных участников рынка - страховщиков. Страховщикам неинтересны «розничные продажи», их желание - страховать ОСАГО в отношении парков ТС юрлиц. В итоге фактическая рентабельность у каждого страховщика своя, и ее отличия существенны. Более того, «главный игрок» рынка - Россгострах - после столь неожиданных превращений, кадровых и структурный изменений и перестановок, новаций и т.п. практически перестал продавать ОСАГО. По итогам 2017 года официально РГС сработал в минус 33,8 млрд рублей (185% убыточности).

1.5. Деятельность контролирующего органа (мегарегулятор) - Российского союза автостраховщиков (РСА) - крайне далека от идеальной. Практика «бить по пяткам» - сообщать о проблеме, когда уже невозможно ничего исправить и обеспечить финансовую защиту клиентов при банкротстве страховых компаний, остаются нормой. Как правило, введение всякого рода «временных администраций страховых компаний», находящихся в состоянии близком к банкротству не приводит к финансовому оздоровлению, скорее наоборот.

Чего только стоит утверждение одного из руководителей данного ведомства о том, что более 30% страховщиков находятся сегодня в «зоне высокого риска», т.е., говоря простым языком, на грани банкротства, и возникает масса вопросов: что это за организации, каков план мероприятий по оздоровлению их финансового состояния, кто виноват в этом и т.п.? И что делать клиентам, как не нарваться на такого рода услугу?

1.6. Новация прошлого года - закон о «санации страховых компаний». При, казалось бы, благой идее - помощи государства в случаях банкротства страховщика, должен обеспечить защиту интересов клиента (ведь именно об этом так много сказано и отсутствие такого механизма всегда ставится в укор государственным службам) на самом деле, при внимательном изучении, вызывает больше вопросов, чем ответов, и больше походит на легальный механизм умышленного банкротства компаний с последующей госкомпенсацией.

Категория: Страхование | Добавил: bazar2000
Просмотров: 63 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar